Индивидуальные различия
Соотношение выбора с самооценками позволило найти индивидуальные различия, оказавшиеся характерологически показательными, поскольку результаты проведенного эксперимента совпали с результатом другого эксперимента (на головоломке) и с показателями уверенности, полученными путем длительных наблюдений.
Возможна постановка естественных экспериментов для определения у человека типа нервной деятельности, который, как известно, является физиологической основой темперамента. Могут быть спроектированы экспериментальные ситуации, которые, например, позволили бы сделать выводы по таким вопросам: какова выносливость данного человека к сильным раздражениям, как он себя ведет при столкновении процессов возбуждения и торможения, при смене динамического стереотипа и т. п. Здесь предоставляется широкое поле для объективных исследований.
Естественный эксперимент имеет ряд преимуществ в сравнении с методами наблюдения. Не надо дожидаться, пока изучаемая черта обнаружится в какой-то ситуации, можно создать эту ситуацию, а вместе с тем вызвать проявление исследуемой черты. Например, могут быть организованы игры для изучения смелости и выносливости, инициативности и решительности детей и т. п.
Учителя в повседневной работе применяют некоторые приемы, очень напоминающие естественный эксперимент. Приведем примеры.
Учитель замечает, что у ученика нет должного чувства ответственности, что он не любит и не умеет контролировать себя.
Тогда учитель дает ему ответственную работу лаборанта и следит, как повлияет доверие к ученику на повышение у него чувства ответственности. Если высказываемое доверие пробуждает и развивает чувство ответственности, то это значит, что ученик имел твердо укрепившееся мнение о себе, поддерживаемое плохой репутацией у педагогов, и, не надеясь исправиться, проявлял безответственность.
Ученик, по предположению учителя, очень гордится своими способностями и мало работает. Учитель дает такому ученику особо трудные задания и наблюдает, проявит ли он при этих условиях должную настойчивость.
Метод естественного эксперимента не только не исключает вмешательства в течение изучаемого процесса или в проявления черт характера, но и всегда требует этого вмешательства. Основной вопрос ставится так: как будет действовать человек при разных, хорошо учитываемых условиях и какие черты характера он при этом проявит? Например, что предпочитает ученик: решить за определенное время несколько легких задач или одну, но трудную? В каком порядке он готовит уроки: начиная с трудного или с легкого? В каких случаях данный ученик обращается за помощью?
Страницы: 1 2