Господство человека над природой
Классики марксизма-ленинизма показали, что господство человека над природой преломляется через господство людей над общественными отношениями. Для производства материальных благ люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения, производственные отношения, и «…только в рамках этих общественных связей и отношений,- указывал К. Маркс,- существует их отношение к природе, имеет место производство»1. Во всех антагонистических общественно-экономических формациях на смену усиливающемуся господству человека над природой приходили порабощающие его стихийные, неуправляемые силы производственных отношений-рабство, крепостничество, наемный труд. Свобода в социалистическом обществе не уничтожает необходимость трудиться, а преобразует ее. В наше время, говорил Л. И. Брежнев, какой бы совершенной техникой ни был вооружен человек, труд никогда не превратится в забаву. И, продолжая эту мысль, он цитирует К. Маркса: «действительно свободный труд… представляет собой дьявольски серьезное дело….» Следовательно, установление господства людей над своими общественными отношениями является первостепенным условием их господства над природой. Реализация свободы личности всецело зависит от экономических условий. Свобода не существует вне социальной необходимости.3. Свобода как господство человека над самим собой представляет воедино сплетающиеся социологические, психологические и нравственные стороны свободы. Господство над собой-это овладение законами как внешнего, так и внутреннего мира человека, его физическими и умственными силами. Господство личности над собой называется свободой воли. Воля не существует сама по себе, абстрактно. Она есть одно из качеств, черт целостной личности и возникает в процессе труда, жизни человека в обществе, зависит от богатства его действительных отношений, предполагает огромную работу по всестороннему развитию личности, ее воспитанию и самовоспитанию. Свобода воли состоит не в игнорировании необходимости, а в ее использовании. Необходимость определяет объективные границы свободы воли и социальную ответственность личности за выбор своих действий. Выбор является атрибутом свободы, но выбор есть лишь предпосылка для действительной свободы, а не сама свобода.
Метки: господство, отношение, природа
Страницы: 1 2