Господство человека над природой


Господство человека над природойКлассики марксиз­ма-ленинизма показали, что господство человека над приро­дой преломляется через господство людей над общественны­ми отношениями. Для производства материальных благ люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отноше­ния, производственные отношения, и «…только в рамках этих общественных связей и отношений,- указывал К. Маркс,- существует их отношение к природе, имеет место производство»1. Во всех антагонистических обще­ственно-экономических формациях на смену усиливающему­ся господству человека над природой приходили порабоща­ющие его стихийные, неуправляемые силы производствен­ных отношений-рабство, крепостничество, наемный труд. Свобода в социалистическом обществе не уничтожает необ­ходимость трудиться, а преобразует ее. В наше время, говорил Л. И. Брежнев, какой бы совершенной техникой ни был вооружен человек, труд никогда не превратится в забаву. И, продолжая эту мысль, он цитирует К. Маркса: «действительно свободный труд… представляет собой дьявольски серьезное дело….» Следовательно, установле­ние господства людей над своими общественными отношени­ями является первостепенным условием их господства над природой. Реализация свободы личности всецело зависит от экономических условий. Свобода не существует вне социаль­ной необходимости.3. Свобода как господство человека над самим собой представляет воедино сплетающиеся социологические, пси­хологические и нравственные стороны свободы. Господство над собой-это овладение законами как внешнего, так и внутреннего мира человека, его физическими и умственными силами. Господство личности над собой называется свободой воли. Воля не существует сама по себе, абстрактно. Она есть одно из качеств, черт целостной личности и возникает в процессе труда, жизни человека в обществе, зависит от богатства его действительных отношений, предполагает ог­ромную работу по всестороннему развитию личности, ее воспитанию и самовоспитанию. Свобода воли состоит не в игнорировании необходимости, а в ее использовании. Необходимость определяет объектив­ные границы свободы воли и социальную ответственность личности за выбор своих действий. Выбор является атрибу­том свободы, но выбор есть лишь предпосылка для действи­тельной свободы, а не сама свобода.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.