Эмоциональная волна
Е. КбЫег отмечает время от 2,8 до 2,10 как период сильного подъема эмоциональной волны. Busemann на основании анализа и систематической обработки дневника Скупина в области аффективных проявлений приходит к выводу, что весь третий год представляет собой год бурного роста и углубления аффективной жизни.Ряд исследователей и наблюдателей детской жизни (Е. Kohler, Е. Бибанова, Н. Соколов и др.) отмечают также второе полугодие третьего года как период подъема эмоциональной волны ребенка.
В следующей главе мы подробнее коснемся конкретных задач, стоящих перед родителями и педагогами в деле правильного воспитания эмоций. Сейчас же мы ограничимся лишь указанием, что не борьба с эмоциями и не искоренение их, а правильное использование и целесообразное направление огромной эмоциональной энергии ребенка является одной из основных задач социального воспитания. Поскольку эмоции, как мы говорили, являются на известной стадии развития почти единственными руководителями и организаторами поведения ребенка, постольку ключ разумного воспитательного воздействия лежит в правильной их организации.
Схематичность приведенного выше последовательного ряда возникающих эмоций заставляет нас еще раз указать, что одновременно с преобладающими реакциями, а иногда и оттесняя их ярко выступают другие эмоции, которые обычно принято считать несвойственными данному возрасту. Так, от всякого, кто наблюдает ребенка с момента рождения изо дня в день, не может ускользнуть тот несомненный факт, что уже в первые месяцы жизни эмоции социального характера не только зарождаются, но играют гораздо большую роль, чем обычно представляют.
Уже в конце второй половины первого года одиночество является источником отрицательных эмоций, а избирательное начало проявляется не только в улыбке и радостных проявлениях, с которыми ребенок реагирует на определенные лица, но в особом интересе, который он проявляет к детям.
Метки: волна, область, проявление
Страницы: 1 2