В организме ребенка, непрерывно растущем, обмен веществ происходит особенно интенсивно. Ребенок должен получить такое количество пиши, которое бы не только компенсировало все энергетические затраты организма, но использовалось для бурного развития тканей и органов. Таким образом, пища — источник пластического («строительного») материала и энергии в организме.
Воздух, солнечные лучи и вода оказывают на растущий и развивающийся организм ребенка самое благотворное действие. Они вызывают целый ряд благоприятных изменений в состоянии организма: увеличивается обмен веществ, улучшается работа сердца, органон дыхания, укрепляется нервная система.
Руководствуясь данными медицинского осмотра, врач назначает детям и подросткам с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника специальную корригирующую гимнастику. В школах ежедневно дети выполняют корригирующие упражнения под руководством педагога при наблюдении врача. Некоторые из этих упражнений нужно включать в комплекс утренней гимнастики, их следует выполнять дома.
Средства, которые используются при физическом воспитании, разделяются на две группы. К первой относятся различного рода физические упражнения, подвижные игры, ко второй— соблюдение режима дня, правил личной гигиены, а также закаливание организма путем использования естественных факторов.
Во время каникул дети должны хорошо отдохнуть, окрепнуть, набраться новых сил для учебной, трудовой и творческой деятельности, поэтому режим дня для них следует строить на тех же основных положениях, на которых он строился в учебном году.
После напряженной дневной работы организму школьника нужен полный отдых, т. е. сон. Во время сна нервные клетки снова восстанавливают свою способность воспринимать различные влияния внешней среды и давать па них адекватную ответную реакцию.
У каждого школьника должно быть время, которое он использует сообразно своим индивидуальным наклонностям и интересам. Младшим школьникам для этого отводят 1—1,5 часа в день. Занятия могут состоять в чтении художественной литературы, в конструировании, рисовании, просмотре телевизионных передач и т. д. И здесь нужно следить за позой школьника, за освещением рабочего места и качеством воздуха в помещении.
Основным видом деятельности школьников являются учебные занятия. Они составляют у младших школьников 4-5 часов. Из этого времени на приготовление домашних заданий приходится у первоклассников 1 час, второклассников — 1-1,5 часа, учащимися третьих и четвертых классов — 1,5-2 часа. Готовить уроки ученики должны в строго установленное время (например, школьникам, занимающимся в первую смену,— с 15 часов). Откладывать приготовление уроков на более поздние часы недопустимо.
Отсутствие правильного чередования различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна и времени отдыха на открытом воздухе приводят к быстрой истощаемости нервной системы, в результате чего работоспособность школьника снижается, а с течением времени могут возникнуть и различные заболевания.
Фазные положения тела, которые человек вынужден сохранять в процессе тех или иных видов деятельности, сами по себе являются работой, поза оказывает большое влияние на органы зрения и слуха. Зрительные функция ухудшаются, например, в меньшей степени при выполнении работ сидя. В то же время сидячая поза тоже может быть более или менее утомительной.