МамамПапам

Кто ваш ребенок - художник или мыслитель?

Кто ваш ребенок - художник или мыслитель?

О том, что учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы детям не было скучно, писал и В. А. Сухомлинский. «Исподволь, — продолжал выдающийся педагог, — ребенка надо готовить... к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли». То есть, добавим мы, начальное обучение совершенно неэффективно без активизации, без стимулирования развития второй сигнальной системы.

Однако и здесь нельзя допускать перегибов. Новая программа (особенно по математике) специально нацелена на всемерное развитие абстрактного мышления. Но если сосредоточить все внимание только на этом, отстанет в развитии «художественная» часть формирующейся личности юного человека, первая сигнальная система. Поэтому нельзя делать основной упор на усвоение математики в ущерб природоведению, например, в ущерб художественному познанию мира, в ущерб эстетическому и нравственному воспитанию.

Во время обучения в начальной школе буквально на наших глазах у детей, как изображение на фотобумаге, проявляется тип высшей нервной деятельности. Уже к третьему классу можно, хотя бы приблизительно, утверждать, какая система преобладает у того или иного ребенка, кто он — «художник» или «мыслитель» или сигнальные системы у него сбалансированы. От этого зависят воспитательные меры, это важно для поиска индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку, для профилактики нервных заболеваний.

«Художника», например, нужно не только приучать к усидчивости и собранности, но и раскрывать ему — всеми возможными способами — красоту интеллектуального труда, радость этого труда, радость преодоления различных интеллектуальных «препятствий».

При неправильной тактике воспитания, при длительной неблагоприятной неврозогенной ситуации у «художников» в первую очередь развиваются описанные выше школьные неврозы. Если неблагоприятная ситуация не исправляется, то в подростковом возрасте у этих детей уже развиваются истерические неврозы, которые перерастают в патологическое формирование личности по истерическому типу.

Если же у ребенка выявляется тенденция к развитию мыслительного типа, то в этом случае необходимо усилить художественную часть воспитания: раскрывать ребенку красоту природы во время прогулок, вовлекать в различные соревновательные (лучше подвижные) игры, чаще посещать выставки, музеи, театры, пристрастить к чтению художественной литературы.

При неправильном воспитании, при длительной неблагоприятной неврозогенной ситуации у «мыслителей» может развиться психастенический невроз (его мы кратко описали в главе «Школьные неврозы»). Особенно опасно в этом плане сочетание мыслительного типа с меланхолическим темпераментом.

Не защищены от нервных заболеваний и представители «среднего типа». Только у них под влиянием длительной неблагоприятной ситуации развивается обычно не истерия или психастения, а неврастенический невроз.

У читателей могло сложиться мнение, будто бы «средний тип» наиболее благополучен и перспективен. В отношении «благополучия» в какой-то мере действительно так. Сам по себе «средний тип» (при прочих равных условиях) требует меньших, если можно так выразиться, педагогических затрат. Что же касается «перспективности, то это чрезвычайно дискутабельный вопрос. Как раз чаще творческими личностями (в особенности деятелями искусства и учеными) становятся «художники» и «мыслители». Поэтому так важно, чтобы у представителей и их «типов» не была утрированно развита лишь одна — едущая — сигнальная система. Важно, повторяем, относительное преобладание, относительное превосходство одной системы над другой.

Опасность утрированного преобладания, утрированного превосходства одной из систем очень часто возникает при неправильном воспитании одаренных детей, вундеркиндов, тогда, когда родители искусственно подстегивают развитие их способностей («художественных» или «мыслительных», неважно!), стремятся к каким-то «чудесам» и «рекордам», стремятся во что бы то ни стало «сделать» своего ребенка первым из первых.

В результате развитие личности юного гения становится односторонним, дисгармоничным, чревато возникновением нервных нарушений, что в конечном счете ведет к снижению и творческих потенций, и интеллектуального или художественного уровней. При прежнем, добавим, уровне притязаний.

«Дело в том, — предупреждает академик А. В. Петровский, — что интеллектуальная, практическая, нравственная, эмоциональная и прочие сферы деятельности ребенка формируются отнюдь не синхронно. Обгоняя сверстников в одном, вундеркинд отстает от них в другом... Имея дело с одаренным ребенком, на первый план надо выдвигать не вопрос о дальнейшем его триумфе в той области, в которой он проявляет дарование, а задачу формирования его личности, в которой способности— лишь один из компонентов ее структуры. Реальная опасность в том, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства, одаренный ребенок в связи с незрелостью своей моральной и эмоциональной сферы не найдет себе места и в мире взрослых».

Помимо дисгармоничного, «кособокого» развития личности, помимо нервных нарушений, часто сопутствующих «дисгармонии», юные гении, обогнавшие в развитии своих сверстников, благодаря стараниям родителей или (бывает!) педагогов, лишаются еще важнейшей привилегии детства — чистой и бескорыстной детской дружбы. Минуют их нередко и «слезы первые любви». В личном плане эти люди (во «взрослой» жизни) в большинстве случаев несчастны, неприкаянны, одиноки...





Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Количество показов: 4658
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку


Материалы по теме:


itsjhxsjeq, 12.05.2013 02:06:33
ubo1Wp ://otlyeojtmvtw.com/">otlyeojtmvtw</a>
tokofii, 11.05.2013 19:38:46
b5Yegt , [url=http://bbmljhzyeteg.com/]bbmljhzyeteg[/url], [link=http://pqmkwbyxckbx.com/]pqmkwbyxckbx[/link], ://cahlwhdtbmzs.com/
wwytwtulj, 07.05.2013 16:24:12
Skpkov ://nuzmojxzulpn.com/">nuzmojxzulpn</a>
Redone, 06.05.2013 16:47:58
It was dark when I woke. This is a ray of sunsinhe.
kontras, 06.05.2011 11:47:46
:.zovknig.ru/">книги скачать</a>, ://promast.ru/films/15138-zabavnaya-nauka-backyard-science-cbornik-1-37.html">backyard science</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/">программы</a>
kontras, 06.05.2011 11:26:32
:.zovknig.ru/stihi/9142-sergej_esenin.html">сергей есенин стихи с матом</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/other/3990-bomzhemanija-v.1.3-simuljator-zhizni-bomzha.html">симулятор жизни бомжа</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kreker, 03.03.2011 11:03:44
:.zovknig.ru/coding/9338-java_dlya_nachinayushhix.html">книга java для начинающих</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/">программы</a>
kreker, 03.03.2011 11:00:39
:.zovknig.ru/detective/8837-doncova-darya-sobranie-knig81-kniga.html">скачать книги донцовой</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kreker, 03.03.2011 10:12:04
:.zovknig.ru/detective/8837-doncova-darya-sobranie-knig81-kniga.html">скачать книги донцовой</a>, ://promast.ru/films/23208-videourok-fillin-2010satrip.html">видеоурок fillin</a>,
://mostgames.ru/">игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kristis, 27.12.2010 16:57:39
:.picta.ru/"> :.mostgames.ru/"> ://promast.ru/"> :.zovknig.ru/"> </a>информацию
kristis, 27.12.2010 08:29:32
Спасибо[url=http:.picta.ru/] [/url]за[url=http:.mostgames.ru/] [/url]эту[url=http://promast.ru/] [/url]полезную[url=http:.zovknig.ru/] [/url]информацию
restor, 14.11.2010 19:32:58
Скачать [url=http:.]популярные игры[/url] | загрузить [url=http:.]боевики[/url] | [url=http:.]скачать бесплатно[/url] | у нас можно [url=http:.]скачать книги бесплатно[/url]. Также ищите [url=http:.zovknig.ru/other/8839-predsmertnoe-pismo-gabrielya-garsiya-markesa.html]предсмертное письмо габриэля гарсия маркеса[/url]. Онлайн библиотека постоянно обновляется