МамамПапам

Кто ваш ребенок - художник или мыслитель?

Кто ваш ребенок - художник или мыслитель?
При изучении высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил две сигнальные системы.
При помощи первой сигнальной системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная система, общая как для человека, так и для животных, имеет дело с конкретными образами внешнего мира. Сюда же относятся и внутренние ощущения, например боль.

Слово, речь согласно учению И. П. Павлова составили вторую, специфическую только для человека, сигнальную систему.

Правда, следует оговориться, в последние годы получены довольно весомые доказательства наличия элементов «разумности» у некоторых высших животных. Появились работы, в которых доказывается, что иные из них (например, дельфины) обладают «речью»: звуки, издаваемые ими, имеют разносигнальное значение. Выходит, эти животные обладают зачатками второй сигнальной системы? Да! Но именно зачатками! Ибо речь их не выходит за рамки конкретных образов и ситуаций. Только у человека вторая сигнальная система развивается в полном объеме/ становится физиологической основой мышления.

Эта система, по словам И. П. Павлова, является высшим регулятором человеческого поведения. Перерабатывая через органы чувств информацию из окружающей среды, вторая сигнальная система формирует соответствующие сознательные реакции человека, обусловливает его. поведение и поступки.

В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов выделил три, свойственных только человеку, типа высшей нервной деятельности: художественный тип — при относительном преобладании первой сигнальной системы, мыслительный — при относительном преобладании второй, и средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности сигнальных систем.

Люди с художественным типом высшей нервной деятельности (назовем их условно «художниками») характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления и памяти, богатством воображения, фантазии, они более склонны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют, участвуют в художественной самодеятельности, а при наличии таланта становятся профессиональными литераторами, художниками, артистами.

«Мыслители» же более расположены к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортивных игр многие из них предпочитают шахматы.

Это, так сказать, положительные стороны того и другого типа. При неправильном воспитании развиваются и отрицательные качества.

Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, по свидетельству психологов, нередко всецело зависят от сиюминутного настроения. Эти люди крайне непоследовательны, их суждения и оценки крайне переменчивы, обещания- ненадежны. Они часто склонны ко лжи, причем лгут, как говорится, искренне. Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое, они легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры...

В основе поступков людей крайнего мыслительного типа — логика. Но «логика» их весьма и весьма схематична и прямолинейна, она не учитывает психологических тонкостей и нюансов в отношениях с людьми. Поэтому «мыслители» обычно черствы и порою даже жестоки, этакие «сухари», не понимающие чужих переживаний, не знающие жалости и сочувствия, не чувствующие юмора. Они тяжелы в общении, они тяжелы в семейной жизни, они тяжелы и в производственных взаимоотношениях, особенно на руководящих должностях.

К счастью, в реальной жизни такие ярко выраженные «мыслители» да и «художники» встречаются не так уж часто. Поскольку в основу деления на указанные типы центральной нервной системы, утверждают ученые, положен принцип относительного преимущества, т. е. некоторого преобладания одной сигнальной системы над другой, такое деление никоим образом не исключает высокого развития обеих систем у представителей как художественного, так и мыслительного типа, не означает превосходства какого-либо из типов над другими. Это надо иметь в виду!

Как утверждают ученые — и медики, и психологи, и педагоги, — к 7 годам абстрактное мышление у детей еще только начинает формироваться, т. е. вторая сигнальная система находится в стадии развития и совершенствования, на начальных этапах совершенствования. Таким образом, физиологически у детей младшего школьного возраста преобладает первая сигнальная система; физиологически младшие школьники — по сути, поголовно все! — «художники».

Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при обучении детей в начальной школе. «Мысль ученика начальных классов, — писал В. А. Сухомлинский, — неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, — это требование, выдвигаемое законами детского мышления».

Да, обучение в начальных классах должно быть эмоционально насыщенным. Да, уроки должны быть интересными и занимательными. Однако следует предупредить: злоупотребление занимательностью порой вредит правильному развитию второй сигнальной системы.

О вреде «сплошной» занимательности, у которой, кстати, есть и горячие сторонники, предупреждал еще К. Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны...»

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Количество показов: 3524
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку


Материалы по теме:


itsjhxsjeq, 12.05.2013 02:06:33
ubo1Wp ://otlyeojtmvtw.com/">otlyeojtmvtw</a>
tokofii, 11.05.2013 19:38:46
b5Yegt , [url=http://bbmljhzyeteg.com/]bbmljhzyeteg[/url], [link=http://pqmkwbyxckbx.com/]pqmkwbyxckbx[/link], ://cahlwhdtbmzs.com/
wwytwtulj, 07.05.2013 16:24:12
Skpkov ://nuzmojxzulpn.com/">nuzmojxzulpn</a>
Redone, 06.05.2013 16:47:58
It was dark when I woke. This is a ray of sunsinhe.
kontras, 06.05.2011 11:47:46
:.zovknig.ru/">книги скачать</a>, ://promast.ru/films/15138-zabavnaya-nauka-backyard-science-cbornik-1-37.html">backyard science</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/">программы</a>
kontras, 06.05.2011 11:26:32
:.zovknig.ru/stihi/9142-sergej_esenin.html">сергей есенин стихи с матом</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/other/3990-bomzhemanija-v.1.3-simuljator-zhizni-bomzha.html">симулятор жизни бомжа</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kreker, 03.03.2011 11:03:44
:.zovknig.ru/coding/9338-java_dlya_nachinayushhix.html">книга java для начинающих</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/">программы</a>
kreker, 03.03.2011 11:00:39
:.zovknig.ru/detective/8837-doncova-darya-sobranie-knig81-kniga.html">скачать книги донцовой</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kreker, 03.03.2011 10:12:04
:.zovknig.ru/detective/8837-doncova-darya-sobranie-knig81-kniga.html">скачать книги донцовой</a>, ://promast.ru/films/23208-videourok-fillin-2010satrip.html">видеоурок fillin</a>,
://mostgames.ru/">игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
kristis, 27.12.2010 16:57:39
:.picta.ru/"> :.mostgames.ru/"> ://promast.ru/"> :.zovknig.ru/"> </a>информацию
kristis, 27.12.2010 08:29:32
Спасибо[url=http:.picta.ru/] [/url]за[url=http:.mostgames.ru/] [/url]эту[url=http://promast.ru/] [/url]полезную[url=http:.zovknig.ru/] [/url]информацию
restor, 14.11.2010 19:32:58
Скачать [url=http:.]популярные игры[/url] | загрузить [url=http:.]боевики[/url] | [url=http:.]скачать бесплатно[/url] | у нас можно [url=http:.]скачать книги бесплатно[/url]. Также ищите [url=http:.zovknig.ru/other/8839-predsmertnoe-pismo-gabrielya-garsiya-markesa.html]предсмертное письмо габриэля гарсия маркеса[/url]. Онлайн библиотека постоянно обновляется
© 2007—2017 «МамамПапам»
Все права защищены

Контактная информация