Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов, процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью.
И. П. Павлов различал четыре основных типа: один слабый и три сильных — сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный.
Эти типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения мы будем впредь пользоваться в основном гиппократовскими терминами, хотя полного соответствия между классификациями Павлова и Гиппократа нет.
Наиболее «интересны» в нашем плане (в плане возможности нервного «срыва» и развития нервных заболеваний) — холерики и меланхолики, именно эти дети требуют к себе наиболее вдумчивого и внимательного отношения.
Холерики в какой-то мере напоминают описанных в предыдущей главе чрезмерно подвижных детей, а меланхолики — чрезмерно медлительных. Но именно «в какой-то мере»! Потому что чрезмерно (еще раз подчеркиваем слово «чрезмерно»!) и подвижные, и медлительные — это неуспевающие ученики, тогда как ни холерики, ни меланхолики не становятся таковыми в обязательном порядке.
Да, холерики — тоже «вертушки», да, они отвлекаемы, неусидчивы, беспокойны, они зачастую хватаются разом за многие дела и не доводят их до конца, и у них тетради порой не дописаны, рисунки не дорисованы. Но недаром И. П. Павлов относил этих ребят к сильному типу (в отличие от чрезмерно подвижных, у которых болезненно ослаблены процессы торможения). Холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей яркой эмоциональности, силе побуждений, легкой «зажигаемости», смелости и открытости они нередко становятся заводилами в среде ребят, вовлекают их в различные «романтические» предприятия. Необходимо умело использовать задорность, активность и зажигательность этих детей. Они могут стать великолепными помощниками учителя во внеклассной работе, да и в классе помощь учителю дает необходимую разрядку их повышенной активности и подвижности. Хуже, если этих детей пытаются «переломить».
Особенно остро реагируют холерики на различные запреты, связанные с ограничением двигательной «свободы». Когда активность таких детей, предупреждают ученые, стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями малыша, обусловленными особенностями его нервной системы и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребенок. Очень часто «эти непримиримые противоречия» приводят к «поражению» ребенка, к нервному «срыву», к развитию нервного заболевания, к превращению холерика в чрезмерно подвижного неуспевающего ученика.
Страница
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |
12
|
След. |
Конец
| Все
Количество показов: 5507
Рейтинг:
2.93