Например, ребенку предлагают вычеркнуть из какого-нибудь текста все буквы «а» или «о», или «и», или «е». Вроде бы пустяшное задание, а на деле выясняется: ребенок пропустил чуть ли не треть (или даже половину) этих знаков. Малыша это, конечно, задевает за живое, он хочет повторить игру. И в следующий раз с большим вниманием и сосредоточенностью относится к заданию. И опять выясняется, что далеко не все требуемые знаки вычеркнуты. Новая неудача может подзадорить ребенка, но лучше в этот день не продолжать больше игру, отложить ее на следующий день. И так изо дня в день, пока малыш не «научится» вычеркивать все или почти все требуемые знаки. Задание можно и усложнять: вычеркивать не одну букву, а две, например, «а» и «о» или «ел и «л» или придумать другие комбинации. Естественно, такая игра пойдет на пользу школьнику, обучит его вниманию и сосредоточенности.
Есть еще одна игра на внимание, которую условно можно назвать «руки-ноги». Это уже коллективная игра, соревновательная.
Дети встают в круг, ведущий — посередине. Условия таковы: если ведущий скажет «руки», надо хлопать в ладоши, если «ноги» — присаживаться на корточки. Кроме того, ведущий может назвать «волосы», «нос», «глаза», «правое ухо», «левое ухо». И дети должны соответственно «показывать» волосы, нос, глаза... Ведущему разрешается время от времени говорить об одном, а показывать на другое (в этом, собственно, суть игры). Например, ведущий выкрикивает «руки», а сам присаживается на корточки или выкрикивает «правое ухо», а сам хватается за нос. Те, кто «поддался на удочку», выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не остается единственный участник — победитель.
Надо сказать, «выбывшие» не пассивные наблюдатели, нет, они активно следят за игрой, примеривают на себе, как бы они поступили в каждом конкретном случае, и нередко им кажется, что они по чистой случайности ошиблись, что уж теперь-то никогда не ошибутся, и поэтому неудержимо снова рвутся в «бой».
Внимание и наблюдательность можно развивать у детей и во время прогулки. Допустим, отец идет с сыном по улице и говорит: «Внимательно посмотри вон на те три дома». Когда эти дома останутся позади, отец предлагает: «Не оглядываясь, скажи, какого цвета каждый дом? Какой из них выше других? Сколько подъездов в первом, во втором, в третьем?» Ну и так далее. Эта игра тренирует не только внимание и наблюдательность, но и память.
Количество показов: 1561