МамамПапам

Гиперактивные и излишне пассивные дети - как им помочь

Гиперактивные и излишне пассивные дети - как им помочь
Чрезмерно подвижные дети быстро отвлекаются, неусидчивы, беспокойны. Они не могут надолго сосредоточить на чем-то внимание, любой самый незначительный посторонний раздражитель им мешает. Задребезжали стекла от проехавшей мимо машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается, они теряют нить объяснения учителя, а при ответах — логику изложения. Когда педагог обращается к таким детям, они часто, не дослушав вопрос до конца и не осмыслив его, сразу же спешат отвечать или задают встречный вопрос. Из-за своей отвлекаемости они не могут целиком охватить прочитанный рассказ или условия арифметической задачи и поэтому зачастую не улавливают их сути.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, пересаживаются с парты на парту, подталкивают соседей, дергают девочек за косички, затевают игры то с линейкой, то с пластилином, пытаются и других ребят вовлечь в эти игры. Обычно чрезмерно подвижные дети (опять-таки из-за повышенной отвлекаемости) не доводят начатое дело до конца. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы и т. д.

Положение осложняется еще и тем, что эти дети часто «не находят себе места» в кругу сверстников. Успевающие ученики нередко не соглашаются сидеть с ними за одной партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше, с «вертунами» не хотят не только дружить, но даже и просто общаться. Чаще всего причиной тому оказывается «взрывчатость» и драчливость этих детей. Но действует и другой, не менее важный фактор. Как мы уже отмечали, оценка младшими школьниками своих одноклассников в подавляющем большинстве случаев зависит от школьных успехов этих ребят. Поэтому к неуспевающим у большинства перво-, второ- и третьеклассников развивается отчетливо отрицательное отношение.

Исследования психологов, повторяем, убедительно показали, как тяжело переживают неуспевающие ученики свои неудачи. И самое главное, у них формируется заниженная самооценка, заниженный уровень притязаний в области учебных занятий, что приводит к весьма дурным последствиям — к снижению или даже полной потере познавательного интереса. Таким ребятам уже не хочется учиться! А потеря интереса и перспектив в учебе ведет к развитию не лучших черт характера: ребенок стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Эти дети становятся дезорганизаторами, драчунами, классными шутами, а в дальнейшем и правонарушителями.

Вам, конечно, уже знаком этот «путь», путь искривленного формирования личности юного человека. Ведь только что мы говорили о педагогически запущенных детях. Как видите, «путь» этот — отнюдь не «привилегия» детей из неблагополучных семей, нет, он «открыт» для всех других детей этой группы (чрезмерно подвижных), не справляющихся со школьной программой.

У чрезмерно медлительных ребят, наоборот, по части дисциплины как будто все хорошо. За партой они сидят — не шелохнутся, во время объяснения глядят в глаза учителю, беспрекословно выполняют все его указания. На переменах также ведут себя спокойно, не принимают участия в общих подвижных играх и шалостях, обычно тихо стоят в стороне. Однако в учении они не блещут успехами, объяснения учителя как бы проходят мимо их ушей, не воспринимаются ими. Такие дети крайне инертны, вялы. Они стараются выполнять все, что скажет учитель, но самостоятельного интереса, собственной инициативы в занятиях не проявляют. Обычно их пытаются «подстегивать», обвинять в лености, иногда наказывают, но безуспешно. Дело ведь не в лености и равнодушии, а в слабости, в быстрой истощаемости их нервной системы. Иногда даже легкое умственное напряжение вызывает переутомление, и в результате детям становятся недоступны премудрости школьного материала.

Впрочем, надо уточнить: и поведение чрезмерно подвижных детей также обусловлено слабостью их центральной нервной системы, только у «вертушек» страдают в. первую очередь процессы торможения, тогда как у инертных детей — процессы возбуждения.

Нельзя утверждать, что абсолютно все неуспевающие ученики относятся к одной из этих групп. Однако практически таковых все-таки подавляющее большинство! Длительная ли неблагополучная семейная обстановка, изнеживающее ли воспитание, задержка ли темпа психофизического развития при поступлении в первый класс, не говоря уже о настоящих невротических расстройствах, так или иначе истощают компенсаторные свойства центральной нервной системы, вызывают ее слабость в том или ином звене. На это обстоятельство достаточно убедительно указывал в свое время В. А. Сухомлинский. «Опыт убедил нас в том, — писал он, — что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное...»

Как же помочь таким детям? Что надо делать учителю и родителям, чтобы облегчить им начало школьного пути и предупредить возможные неудачи? Главное условие успеха — согласованные действия учителя и семьи, продуманный подход к ребенку.

Ребенка надо познакомить с его будущим учителем еще до начала школьных занятий, а педагогу рассказать об особенностях сына или дочери, если, конечно, внимательные родители уже сумели подметить какие-то тенденции в поведении ребенка. Этот родительский рассказ должен быть объективным — ведь смысл его не в том, чтобы заранее обеспечить снисходительное отношение к первокласснику, а помочь учителю реально оценить его достоинства и слабости.

С первых дней легче разглядеть резвого ребенка. Непоседливого, чрезмерно подвижного первоклассника учитель может назначить себе в «помощники». В течение урока он несколько раз обратится к такому малышу с просьбой помочь разложить картинки или другие учебные пособия, стереть с доски или даже отправит намочить тряпку... Таким образом чрезмерная двигательная активность ребенка будет направлена в нужное русло, станет полезной классу.

В особой стимуляции нуждаются медлительные. Чрезвычайно важно уловить и использовать ситуации, в которых такой ребенок чувствует себя уверенно, может ответить на вопрос, правильно выполнить задание. В противном случае, стремясь заставить ребенка быть активнее, мы лишь увеличим число его неудач и конфузов.

Обычно советуют начинать приготовление уроков с самых трудных или средних по тяжести предметов и заканчивать более легкими. Но для чрезмерно медлительных детей как раз, наоборот, лучше начинать с наиболее легких предметов. Во-первых, такие дети постепенно втягиваются в учебную деятельность, а во-вторых, при выполнении легких предметов они быстрее справляются с заданием, что вызывает у них положительные эмоции, вселяет уверенность в собственные силы. Именно в этом и состоит главная задача: дать ребенку возможность вкусить радость победы. И тогда он с большим интересом приступит к приготовлению более трудных уроков.

Некоторые педагоги используют следующий метод: дают слабому ученику легкую задачу, но говорят при этом, что задача очень и очень трудна. Школьник решает эту задачу. Тогда педагог предлагает другую, говоря, что она менее трудна, и ободряя ребенка, что уж эту-то он обязательно решит. На самом деле задача более трудная и сложная, хотя и в пределах возможностей данного ученика. И ребенок, окрыленный первым успехом, с большей .энергией принимается за ее решение, и решает ее, хотя дай эту задачу первой, он вряд ли бы это сделал. Вот что значит дать возможность ребенку вкусить радость победы!

Как мы уже говорили, и у чрезмерно подвижных и медлительных детей отмечается слабость и быстрая истощаемость центральной нервной системы. Поэтому вся их жизнь и домашние занятия должны быть организованы так, чтобы нервная система укреплялась, а утомление — исключалось.

Не следует заставлять детей сразу же после школы приниматься за домашние задания. Перерыв между школьными занятиями и приготовлением уроков должен составлять не менее 3—4 часов. Желательно, чтобы значительную часть этого времени ребенок провел на свежем воздухе, в движении. Полезен и короткий дневной сон.

А то иногда бывает так. У ребенка не ладится, например, с письмом, грязно, неряшливо пишет. И вот родители часами сидят со своим сыном или дочерью, заставляют переписывать одну тетрадь за другой, тем самым уменьшая время активного отдыха, переутомляя малыша. Вне сомнения, нужно уделять какое-то «лишнее» время тому, что ребенку не дается, но делать это надо планомерно, систематически и без излишнего усердия.

Выполнение домашнего задания должно прерываться короткими паузами: при занятиях арифметикой через каждые 5—7 минут, письмом—8—12 минут, чтением — 15—20 минут. Особенно важны перерывы для медлительных детей. Подвижный и сам долго не усидит за уроками, здесь главная трудность — вернуть его к занятиям. Медлительный же ребенок может подолгу сидеть над тетрадками, только продуктивность такой «усидчивой» работы нередко оказывается ничтожной.

Для чрезмерно подвижных детей можно и нужно дома устраивать так называемые тихие игры, требующие упорства, сосредоточенности, усидчивости. Например, с игрушками типа «конструктор». Даже увлечение детей просмотром передач по телевидению можно использовать для развития у ребенка умения спокойно сидеть, внимательна смотреть и слушать. Того же можно добиваться и во время общесемейных обедов. Причем ребенок должен участвовать в них как бы на равных. Педагогически верно и полезно не от случая к случаю, а систематически беседовать во время этих обедов именно о ребячьих радостях и бедах, исподволь влияя на его формирующиеся интересы и склонности. Это большой стимул для малыша — участие в общесемейных обедах. При правильной постановке дела он будет вовсю стараться, чтобы правильно вести себя за столом, не крутиться, не вертеться, а быть таким же спокойным и степенным, как взрослые.

Не только игры, но и многие домашние работы, требующие повышенной сосредоточенности, могут оказать благотворное педагогическое воздействие. Для мальчика, например, самому, хоть и под руководством отца, «сколотить» полку для учебников. А для чересчур подвижных девочек — кройка, шитье, вязание, вышивка, опять же под наблюдением и руководством родителей. Одно важно: работа не должна быть нудной, не должна носить форму «обязаловки» или наказания, она должна приносить ребенку радость постижения серьезного взрослого труда, радость преодоления трудностей (да и собственной лени тоже!)

Выдающийся швейцарский педагог И. Песталоцци писал своему коллеге П. Петерсону по поводу именно такой чрезмерно подвижной девочки: «Заставить ее прилежно вязать и научить другим разнообразным и весьма искусным работам — вот лучший способ добиться от нее внимания на уроках и ввести в рамки ту неудержимую порывистость, с которой Вы иначе не сможете справиться ни духовным убеждением, ни житейскими доводами».

Хороши при выработке сосредоточенности и сдержанности некоторые коллективные игры на свежем воздухе. Вспомним хотя бы давнюю детскую игру «Замри!». При этом приказе участники должны застывать в той позе, в какой их застал приказ. И удерживать эту позу (не шелохнуться) нужно до тех пор, пока ведущий не разрешит вновь двигаться.

Кстати, полезна эта игра и для «замедленных» детей.

В противоположность чрезмерно подвижным, которых нужно чаще занимать «тихими» играми, чрезмерно медлительных надо при любой возможности вовлекать игры подвижные, требующие проявления самостоятельности и активности, исподволь развивая у них стремление к победе, успеху. Надо помочь им вкусить радость победы, радость успеха.

То, что у «замедленных» детей страдает именно это «борцовское» качество, отсутствует именно само стремление к победе, к успеху, обусловленное чаще всего заниженной самооценкой, показали проведенные психологами исследования. Во внешкольной обстановке при решении специальных испытательных задач они обычно показывают более высокие результаты, чем те, которые предполагал учитель и ожидали они сами. «Показатели» их порой нисколько не хуже, а то и лучше, чем у иных успевающих одноклассников. Однако заниженный уровень притязаний буквально сковывает их, не дает им развернуться, в полную меру использовать свои возможности.

В развитии стремления к успеху, к преодолению заниженной самооценки бесспорную помощь могут оказать занятия спортом. И, уж конечно, и чрезмерно подвижным, и чрезмерно медлительным для укрепления центральной нервной системы и общего здоровья необходимы такие закаливающие процедуры, как утренняя гимнастика с влажным обтиранием или душем, загородные прогулки и походы — и зимой, и летом, лыжи, коньки, купание — круглый год (зимой — в бассейне), солнечные ванны. В общем, как говорится, «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Этот девиз и для вас, и для ваших детей должен стать законом.



Количество показов: 1814
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку


Материалы по теме:


precio cialis, 07.06.2013 06:36:24
://achatcialisgenerique.lo.gs/>commander cialis</a> prix cialis 20mg
://commandercialisfer.lo.gs/>cialis commander</a> acheter cialis
://prezzocialisgenericoit.net/>cialis acquisto</a> costo cialis
://preciocialisgenericoespana.net/>cialis</a> comprar cialis en espana
kristis, 27.12.2010 16:59:54
:.picta.ru/"> :.mostgames.ru/"> ://promast.ru/"> :.zovknig.ru/"> </a>себя
© 2007—2017 «МамамПапам»
Все права защищены

Контактная информация