Изменения работоспособности детей и подростков во время занятий зависят не только от трудности усвоения предметов, но и от условий, в которых учеба осуществляется. Освещение и окраска помещения, его оборудование, микроклимат, удобство рабочего места вовсе не безразличны для учащихся. Все это либо благоприятствует работоспособности, либо вызывает ее падение.
Работоспособность школьников чрезвычайно изменчива на протяжении одного дня и даже недели. Самые разнообразные раздражители (освещенность помещений, температура и т. д.) могут способствовать длительному сохранению работоспособности на относительно высоком уровне или, наоборот, быстрому ее снижению. Большое значение имеет правильное чередование работы и отдыха, продолжительность и глубина сна.
Заболевания (хронические и кратковременные) сильно сказываются на уровне работоспособности учащихся, оказывают на нее угнетающее действие. Низкая умственная работоспособность наблюдается у детей болезненных, с неустойчивой нервной системой, с пониженным содержанием гемоглобина в крови, а также у детей, страдающих нарушениями функций желез внутренней секреции.
У первоклассников легко развивается запредельное торможение нервных клеток, охраняющее их от истощения. Поэтому у здоровых 7—8-летних детей можно обнаружить лишь первые признаки утомления. Старшие же школьники в состоянии преодолевать начальные формы утомления и продолжать работу. В связи с этим у них впоследствии наступает значительное снижение работоспособности.
Работоспособность человека, т. е. способность развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели, обеспечивается оптимальным состоянием функций различных физиологических систем организма в их совокупности. Степень ее как у взрослого человека, так и у школьника в каждый отрезок времени определяется воздействием самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
До помещения заболевшего в стационар его следует изолировать от окружающих в отдельную комнату или отгородить ширмой. После каждого общения с больным или контакта с вещами, которыми он пользовался, следует тщательно мыть руки теплой водой с мылом. Посуду и игрушки больного ребенка после пользования ими надо систематически кипятить в течение 20 мин или замачивать на 1—2 ч в 1% растворе хлорамина. Все выделения больного (рвотные массы, испражнения, моча) надо засыпать сухой хлорной известью или заливать 10% раствором хлорной извести и только через 1—2 ч выливать в унитаз.
Огромное значение для предупреждения всех болезней, в том числе и желудочно-кишечных, имеет укрепление организма ребенка, например закаливанием. Закаливание — это воздействие различной температуры воздуха и воды на сосуды и нервы кожи. Если эти раздражающие моменты будут систематическими, то со стороны сосудов и нервов кожи выработается хорошая реакция на такое раздражение. При постоянном проведении закаливающих процедур дети значительно реже страдают простудными заболеваниями.
Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Как уберечь детей от желудочно-кишечных заболеваний? Этот вопрос должен интересовать родителей, которые заботятся о том, чтобы вырастить здорового ребенка. Прежде всего необходимо правильное вскармливание ребенка на первом году жизни. Важным является не только количество и качество пищи, но и число ее приемов. Дети, находящиеся на неправильном или искусственном вскармливании, значительно чаще и тяжелее болеют всеми желудочно-кишечными заболеваниями, чем дети, вскармливаемые женским молоком.
От нее особенно тяжело страдают дети, причем редко уже в период внутриутробного развития. В группу заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых стафилококками, включают энтероколиты и пищевые токсикоинфекции. Это — вездесущий микроб. Он имеет шарообразную форму, устойчив к воздействию физических и химических факторов окружающей среды, хорошо переносит высушивание, по данным ученых, через 4—12 ч после рождения ребенка стафилококк становится одним из первых обитателей его кишечного тракта. Стафилококк среди различной бактериальной флоры обнаруживается в носоглотке с первых суток жизни новорожденного.
Глистные болезни, или гельминтозы, — группа широко распространенных болезней, возбудителями которых являются паразитические черви — гельминты. В нашей стране выделено более 60 видов гельминтов, вызывающих заболевания человека. Из них 18—20 видов имеют наибольшее значение в связи с широким распространением. Гельминты поражают не только человека, но и сельскохозяйственных животных, диких и промысловых зверей в природе, а также рыб и ракообразных, насекомых и многие растения. У человека и животных гельминты локализуются в пищеварительном тракте, в печени, легких, мозгу, глазах, в кровеносной системе, в коже и других органах и тканях.