Развитие ребенка, формирование юного человека не протекает плавно и равномерно. Есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека. В эти периоды происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, включаются в действие «новые» железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», происходит бурный рост тела, изменяется нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали физиологическими кризами.
А не рано ли об этом при описании младшего школьного возраста? В самом деле, долгое время считали этот возрастной период сексуально нейтральным. Даже последователи 3. Фрейда называли его в сексуальном отношении латентным, т. е. скрытым. Обычным делом в научно-популярной литературе стало выявление различий между «полами» только в подростковом возрасте.
Во время обучения в начальной школе буквально на наших глазах у детей, как изображение на фотобумаге, проявляется тип высшей нервной деятельности. Уже к третьему классу можно, хотя бы приблизительно, утверждать, какая система преобладает у того или иного ребенка, кто он — «художник» или «мыслитель» или сигнальные системы у него сбалансированы. От этого зависят воспитательные меры, это важно для поиска индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку, для профилактики нервных заболеваний.
При любом темпераменте, утверждают ученые, можно развить все общественно необходимые свойства личности. На этот счет немало исторических примеров. Так, у Пушкина, например, можно отметить ярко выраженные черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у Крылова — флегматического. Именно от воспитания зависит, какие стороны того или иного темперамента будут в человеке преобладать.
Ни для кого не секрет: все дети разные. Одни неусидчивы, подвижны, другие — медлительны, инертны, третьи — пугливы, робки, четвертые... Несомненно, большое значение имеют условия жизни, воспитание, обучение, состояние здоровья. Но нельзя забывать, что различия эти зависят и от врожденных особенностей центральной нервной системы, т. е. от типа высшей нервной деятельности.
«Успеха достигают те учителя, — как бы продолжает ее мысль психолог А. Люблинская, — которые находят в слабом, иногда робком, неуверенном в себе ученике какую-нибудь перспективную черту, способность, умение.
Очень важно пробудить у неуспевающего младшего школьника интерес к учению, сформировать такие мотивы, которые были бы понятны самому ребенку и вызвали у него желание учиться. Никакие нотации, нравоучения и наказания здесь не помогут. Еще Л. Н. Толстой говорил, что учение должно быть радостью для детей.
Все неуспевающие дети, как правило, не обладают устойчивым вниманием. Для тренировки внимания и развития наблюдательности также можно рекомендовать ряд домашних игр и занятий. Внимание и наблюдательность можно развивать у детей и во время прогулки.
Несмотря на многообразие причин отставания, о которых мы говорили в этой главе, всех неуспевающих учеников можно условно разбить на две основные группы: чрезмерно подвижных и чрезмерно медлительных. Подчеркнем слово «чрезмерно», ибо речь идет не о нормальной дозе или некотором перевесе одного из этих качеств, а именно об очевидном их преобладании, определяющем все поведение ребенка.
Нервные «срывы», нервные заболевания у неуспевающих, педагогически запущенных детей, как, впрочем, и у детей с «задержкой» развития, могут возникать не только в отдаленном будущем, но и в самый что ни на есть «текущий момент», в младшем школьном возрасте. И депрессивный, и астенический, и другие школьные неврозы, так сказать, не «противопоказаны» детям, не усваивающим школьную программу.