Организм школьника находится в процессе непрерывного роста и развития. На каждом возрастном этапе его органы и системы обладают достаточным уровнем «функциональной зрелости», чтобы обеспечить уравновешивание организма с окружающей средой при том условии, однако, что воздействующие раздражители не превышают анатомофизиологические возможности ребенка.
Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается быстрее и резче, чем у взрослых. Степень утомления при ежедневной работе тем больше, чем меньше ребенок.
Маленькие дети устают чрезвычайно быстро. Но их умственное утомление установить трудно.
У первоклассников легко развивается запредельное торможение нервных клеток, охраняющее их от истощения. Поэтому у здоровых 7—8-летних детей можно обнаружить лишь первые признаки утомления. Старшие же школьники в состоянии преодолевать начальные формы утомления и продолжать работу. В связи с этим у них впоследствии наступает значительное снижение работоспособности.
Школьники 7—8 лет за равное время работы могут выполнить лишь 39—53% объема заданий, выполняемых 15-летними учащимися. При этом и качество работы у них ниже на 45—64%, чем у старшеклассников. Темп прироста количества и улучшение качества работы по мере увеличения возраста волнообразны, подобно изменению других количественных, и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.
С возрастом происходит совершенствование высшей нервной деятельности: повышается уровень подвижности нервных процессов, лучше усваивается ритм раздражений и т. д. Наиболее интенсивное увеличение подвижности нервных процессов происходит между 8—12 годами жизни.
С нарастанием морфологических параметров — длины тела, веса, окружности грудной клетки — идет и увеличение веса мышц, повышается сила и выносливость, снижается степень утомляемости.
Пол. Наблюдения за состоянием умственной работоспособности и ее динамикой у школьников не выявили каких-либо особенностей, обусловленных полом.
Интенсивность подвижности нервных процессов повышается с возрастом, как у мальчиков, так и у девочек примерно равнозначно.
Развитие двигательных функций идет у мальчиков и девочек совершенно одинаково. Не отмечается разницы в зависимости от пола в остроте мышечного чувства и точности движений. В то же время некоторые показатели мышечной работоспособности у девочек во всех возрастных группах ниже, чем у мальчиков.
Степень утомляемости при выполнении мышечной работы у девочек и мальчиков одинакового возраста ничем не отличается. А вот сила и выносливость у девочек гораздо ниже, чем у мальчиков.
Таким образом, отсутствие сколько-нибудь выраженных особенностей в работоспособности девочек и мальчиков не выдвигает необходимости дифференцированного подхода к организации их учебных занятий в школе и дома. Особенности же физического развития девочек и девушек указывают на необходимость более осторожного подхода при привлечении их к таким работам, где требуется сила, выносливость (вскапывание почвы, поливка растений, подъем и переноска тяжестей и др.).
Количество показов: 1431