Неподготовленными к учению нередко приходят в школу так называемые педагогически запущенные дети. Педагогическая запущенность (или, как сейчас называют ее в научной литературе, микросоциальнопедагогическая запущенность) возникает в неблагополучных семьях, в которых родители пьянствуют, дерутся, бьют детей, в которых дети порой сами должны заботиться о своем пропитании.
Дошкольное обучение должно проходить целенаправленно, но при этом незаметно для маленького человека, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Один психолог пошутил: покажи двухлетнему ребенку какую-нибудь букву, изобразив при этом крайний восторг, сразу же и на всю жизнь запомнит. В какой-то мере «шутка» справедлива и для пяти-шестилетних малышей.
Итак, дети приходят в школу на свой первый урок, садятся за парты, открывают первую страницу учебника, первую свою тетрадь — и начинается их долгий школьный путь. Все они равны в начале этого пути, нет еще способных и «неспособных», отличников и отстающих. И все хотят учиться. Но проходит день, второй, третий, неделя-другая, и вдруг выясняется: некоторые дети не могут освоиться со школьным укладом, не усваивают учебную программу. В чем же причина этого явления?
В 1929 году ченые провели эксперимент, в результате которого было установлено, что к 7 годам способность к самостоятельному обобщению и определению понятий (необходимых для обучения по новым программам — в наши дни) наблюдалась только у трети обследованных детей. Недавно эксперимент был повторен, и оказалось, что данные качества развиваются у подавляющего большинства семилетних. Однако не у всех! Более того, и сейчас выявляется часть детей, которые к 7 годам, по сути дела, еще не готовы к обучению в школе.
Это термин, это диагноз, которым обозначаются своеобразные нервные расстройства, возникающие порой вскоре после прихода ребенка в школу. Однако совершенно неверным будет считать, что единственной причиной их являются трудности школьной жизни и учебных занятий. Все гораздо сложнее.
В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т. е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться, в сознательную фазу.
Острые респираторные заболевания и среди них грипп весьма распространены в детском возрасте. Грипп — острое заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом и передающееся воздушно-капельным путем. Кроме вируса гриппа, острые респираторные заболевания вызываются другими группами вирусов и бактериями. Большинство острых форм тяжелых заболеваний верхних дыхательных путей протекают с вовлечением и легких. Резкое охлаждение или перегревание организма, переутомление, нарушение сна, укорочение времени прогулок и игр на воздухе могут усугублять тяжесть заболевания.
Одно острое инфекционное заболевание может не оказать существенного влияния на физическое развитие ребенка. Однако сопротивляемость организма детей после перенесенных инфекционных болезней оказывается резко пониженной. Многие острые инфекционные заболевания приводят к тяжелым осложнениям: хроническому воспалению почек, ушей и т. д. После кори и коклюша у детей легче развивается туберкулез легких.
Развитие гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста — очень важный раздел общего воспитания. Дети еще в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила ухода за собой. Их необходимо повседневно закреплять и у детей школьного возраста. Между тем некоторые школьники пренебрежительно относятся к выполнению гигиенических правил: перестают мыть руки перед едой, после туалета, после игры с животными, не чистят зубы, не стригут ногти, не очищают платье от пыли и грязи. Крайне важно приучить школьников тщательно и возможно чаще мыть руки.
Особого внимания требует и детская обувь. Своим размером и фасоном она не должна препятствовать развитию стопы. Тесная обувь затрудняет походку, жмет ногу, причиняет боль и с течением времени изменяет форму ноги, так как пальцы скрючиваются, находят один на другой, образуются мозоли, потертости. В тесной обуви зимой холодно: она сдавливает кровеносные сосуды стопы, мешает нормальному ее питанию и согреванию. Слишком свободная обувь также вредна: натираются ноги, появляются ссадины.