![]() |
![]()
Родители на нашем портале найдут всё,
что нужно для правильного воспитания детишек, а будущие мамы узнают всё о родах. |
||
|
|
![]() |
|
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Хороводы вокруг ёлки, установленной на дне бассейна спорткомплекса «Нептун» водят седьмой год подряд. В этом году ласты и акваланг надели Деды Морозы, Снегурочки, клоуны, тигрята.
Торжественная церемония вручения стипендий одарённым детям под эгидой Российского детского фонда и в рамках благотворительной программы «Мы верим в тебя» состоялась в конце декабря в Парламентском центре г. Воронежа.
Международный московский рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» завершится в Москве в январе 2010 года.
Накануне Нового года Воронеж наводнила армия бородатых, красноносых персонажей с мешками за спиной. Сотни Дедов Морозов и Снегурочек в минувшую пятницу собрались на главной городской площади, чтобы принять участие в необычном конкурсе.
Впереди длинные зимние каникулы. Как развлечь свое скучающее чадо, а заодно провести время с пользой для себя? Cтолица предлагает уйму возможностей — надо только обзавестись фантазией и знать, куда идти!
Смотрите с детьми на новогодних каникулах приключенческую сказку "Чарли и шоколадная фабрика" с Джонни Деппом в главной роли о семейных ценностях по телеканалу Россия 2 января в субботу в 9:40.
|
|||||
|
|
Духовные потребности — специфические человеческие феномены, характеризующие высокий уровень развития личности. Духовные потребности привели к возникновению физической культуры как общественного явления, которая связана не только с физическим совершенствованием человека, но и с получением эстетического наслаждения. Физическая культура предоставляет большие возможности и для удовлетворения потребности в творчестве.
Потребности, являющиеся объективными нуждами каждого человека в определенных объектах и условиях существования, должны рассматриваться как первопричина активности и поведения человека. Все многочисленные потребности принято делить на три группы: материальные, духовные и социальные.
Возникновение и развитие теории деятельности — заслуга психологии. Проблема деятельности поднималась еще в 20-х годах нашего столетия многими психологами, в том числе К. Н. Корниловым, П. П. Блонским, М. Я. Басовым, противопоставлявшими традиционной психологии сознания поведенческую психологию. В дальнейшем в трудах С. Л. Рубинштейна были преодолены недостатки поведенческой трактовки деятельности.
Физическое воспитание школьников и занятия спортом — это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с учителем или тренером, а с другой — с внешнесредовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей и т. п. Воздействуя на человека, эти факторы управляют его поведением, поступками.
Учение о деятельности является одним из главных в психологии. Единство сознания и деятельности, психики и деятельности, этот важнейший принцип психологии, впервые выдвинутый выдающимся психологом С. Л. Рубинштейном и развитый затем его последователями, прежде всего Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, подчеркивает ведущую роль психики в спортивной деятельности, сознательного и волевого контроля ее.
Стремление рассматривать проблему с различных сторон и с единых позиций нашло отражение в возникновении в конце 40-х гг. нашего столетия новой научной дисциплины — эргономики, которая изучает деятельность человека не только в профессионально-трудовой, но и в спортивной сфере. Комплексный подход в рассмотрении проблем не означает умаление роли физиологии и психологии.
Закономерности физического воспитания и спортивной деятельности рассматриваются с позиций синтеза физиологии и психологии, что открывает новые возможности в управлении процессом обучения и тренировки, регуляции различных психофизиологических состояний спортсменов, совершенствовании системы отбора в различные виды спортивной деятельности.
На начальной стадии занятий спортом мотивы характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (обычно дети и подростки начинают заниматься несколькими видами спорта, «ищут себя», при этом часто первоначально выбирают не тот вид спорта, в котором в будущем добиваются успеха), непосредственностью интересов («занимаюсь, потому что люблю физкультуру», «спорт мне нравится»), включают моменты долженствования.
В начальных классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки — подвижным. Все упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной мере. Начиная с IV класса различия в содержании интересов начинают все больше и больше дифференцироваться. Почти одна треть девочек-шестиклассниц не любит общеразвивающие упражнения, у них проявляется интерес к гимнастике и акробатике.
Сейчас об этом много говорят и спорят. Помимо всяческих бед и вреда, телевизор приносит и пользу: расширяет кругозор ребенка, развивает его интеллектуально. Поэтому не в строгих почасовых нормах дело, не только в них, а больше в том, как проводит ребенок время у телевизора, что получает от него. Ведь это время можно прекрасно использовать в воспитательных целях, общаясь с малышом, соответствующим образом направляя его внимание и интересы.
Есть еще одна особенность современных детей, которая волнует и педагогов, и психологов, и в особенности медиков. Это... гиподинамия! Да-да, та самая гиподинамия, сидячий образ жизни, бич нашего века! Сколько мы слышали и читали об ее вреде для нас, взрослых людей! А вот о вреде гиподинамии для растущего детского организма многие даже и не думают, даже и не подозревают! Дети бегают, играют, шалят — как это иной раз раздражает взрослых.
Современные дети с юных лет сильно отличаются от предыдущего поколения. Есть одно свойственное им явление, которое либо совершенно не коснулось «отцов», либо коснулось лишь краем. Явление это — акселерация. К сожалению, многие мамы и папы почему-то связывают это явление только с подростковым возрастом. Тогда как акселерация, т. е. ускоренное развитие, захватывает все возрасты, начиная с первых дней появления на свет.
Современные дети, новое поколение, наша смена... Мы так часто употребляем эти слова, что их подлинный глубокий смысл воспринимается порою стерто и шаблонно. В такие же словесные штампы превратились, увы, и обозначение нашего века как атомный век, век электроники, век телевидения, космический век, наконец, век научно-технической революции. При воспитании детей мы иногда забываем, что эти понятия («современные дети» и «новые технологии») тесно связаны между собой.
В младшем школьном возрасте невротические расстройства, принявшие неблагоприятное затяжное течение, осознаются ребенком как дефект и вызывают эмоционально окрашенное переживание собственной неполноценности. Чувство неполноценности, в свою очередь, ведет к ограничению контактов больного ребенка. У заикающегося возникает своеобразный страх перед речью, у ребенка с тиками появляется боязнь показаться смешным или уродливым.
Энурез — это недержание мочи, энкопрез — недержание кала. В большинстве своем эти расстройства наблюдаются в ночное время. Часто причиной заболевания является испуг, особенно при внезапном пробуждении, вызванном грозой, агрессивным поведением пьяного отца, ссорой родителей.
В дошкольном возрасте почти у всех детей бывают единичные случаи недержания мочи. Это случается при резком нарушении привычного для ребенка режима дня.
Нервные тики - это непроизвольные автоматизированные сокращения отдельных мышечных групп: моргание, шмыгание носом, своеобразное движение губ, встряхивание головы, подергивание плечами или верхней части тела, наконец, однообразное покашливание, придыхание, кряхтение.
Ученые установили связь между психотравмирующей ситуацией (испуг, конфликт в семье, безразличие или недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей) и началом этого заболевания.
Заикание вызванное судорогами мышц речевого аппарата нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается не зависящими от воли больного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов, — так определяют это заболевание врачи.
Бывают два вида заикания: тоническое и клоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один и тот же звук или слог или даже слово: ма-ма-ма-ма-мочка, и-и-и-и-грушка.
Детская рентгенологическая служба в настоящее время представляет собой широко развитую систему, охватывающую детские больницы, поликлиники и многие оздоровительные учреждения. Рентгенологические исследования при наличии медицинских показании выполняются детям различного возраста — с периода новорожденного до старшего школьного возраста. Работа с ними имеет ряд особенностей, которые обязан знать персонал рентгеновских кабинетов. Важным является то, что у детей имеются «свои» заболевания, нередко требующие особых приемов при проведении рентгенологического исследования.
Развитие ребенка, формирование юного человека не протекает плавно и равномерно. Есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека. В эти периоды происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, включаются в действие «новые» железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», происходит бурный рост тела, изменяется нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали физиологическими кризами.
А не рано ли об этом при описании младшего школьного возраста? В самом деле, долгое время считали этот возрастной период сексуально нейтральным. Даже последователи 3. Фрейда называли его в сексуальном отношении латентным, т. е. скрытым. Обычным делом в научно-популярной литературе стало выявление различий между «полами» только в подростковом возрасте.
Во время обучения в начальной школе буквально на наших глазах у детей, как изображение на фотобумаге, проявляется тип высшей нервной деятельности. Уже к третьему классу можно, хотя бы приблизительно, утверждать, какая система преобладает у того или иного ребенка, кто он — «художник» или «мыслитель» или сигнальные системы у него сбалансированы. От этого зависят воспитательные меры, это важно для поиска индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку, для профилактики нервных заболеваний.
При любом темпераменте, утверждают ученые, можно развить все общественно необходимые свойства личности. На этот счет немало исторических примеров. Так, у Пушкина, например, можно отметить ярко выраженные черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у Крылова — флегматического. Именно от воспитания зависит, какие стороны того или иного темперамента будут в человеке преобладать.
Ни для кого не секрет: все дети разные. Одни неусидчивы, подвижны, другие — медлительны, инертны, третьи — пугливы, робки, четвертые... Несомненно, большое значение имеют условия жизни, воспитание, обучение, состояние здоровья. Но нельзя забывать, что различия эти зависят и от врожденных особенностей центральной нервной системы, т. е. от типа высшей нервной деятельности.
«Успеха достигают те учителя, — как бы продолжает ее мысль психолог А. Люблинская, — которые находят в слабом, иногда робком, неуверенном в себе ученике какую-нибудь перспективную черту, способность, умение.
Очень важно пробудить у неуспевающего младшего школьника интерес к учению, сформировать такие мотивы, которые были бы понятны самому ребенку и вызвали у него желание учиться. Никакие нотации, нравоучения и наказания здесь не помогут. Еще Л. Н. Толстой говорил, что учение должно быть радостью для детей.
Все неуспевающие дети, как правило, не обладают устойчивым вниманием. Для тренировки внимания и развития наблюдательности также можно рекомендовать ряд домашних игр и занятий. Внимание и наблюдательность можно развивать у детей и во время прогулки.
Несмотря на многообразие причин отставания, о которых мы говорили в этой главе, всех неуспевающих учеников можно условно разбить на две основные группы: чрезмерно подвижных и чрезмерно медлительных. Подчеркнем слово «чрезмерно», ибо речь идет не о нормальной дозе или некотором перевесе одного из этих качеств, а именно об очевидном их преобладании, определяющем все поведение ребенка.
Нервные «срывы», нервные заболевания у неуспевающих, педагогически запущенных детей, как, впрочем, и у детей с «задержкой» развития, могут возникать не только в отдаленном будущем, но и в самый что ни на есть «текущий момент», в младшем школьном возрасте. И депрессивный, и астенический, и другие школьные неврозы, так сказать, не «противопоказаны» детям, не усваивающим школьную программу.
Неподготовленными к учению нередко приходят в школу так называемые педагогически запущенные дети. Педагогическая запущенность (или, как сейчас называют ее в научной литературе, микросоциальнопедагогическая запущенность) возникает в неблагополучных семьях, в которых родители пьянствуют, дерутся, бьют детей, в которых дети порой сами должны заботиться о своем пропитании.
Дошкольное обучение должно проходить целенаправленно, но при этом незаметно для маленького человека, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Один психолог пошутил: покажи двухлетнему ребенку какую-нибудь букву, изобразив при этом крайний восторг, сразу же и на всю жизнь запомнит. В какой-то мере «шутка» справедлива и для пяти-шестилетних малышей.
Итак, дети приходят в школу на свой первый урок, садятся за парты, открывают первую страницу учебника, первую свою тетрадь — и начинается их долгий школьный путь. Все они равны в начале этого пути, нет еще способных и «неспособных», отличников и отстающих. И все хотят учиться. Но проходит день, второй, третий, неделя-другая, и вдруг выясняется: некоторые дети не могут освоиться со школьным укладом, не усваивают учебную программу. В чем же причина этого явления?
В 1929 году ченые провели эксперимент, в результате которого было установлено, что к 7 годам способность к самостоятельному обобщению и определению понятий (необходимых для обучения по новым программам — в наши дни) наблюдалась только у трети обследованных детей. Недавно эксперимент был повторен, и оказалось, что данные качества развиваются у подавляющего большинства семилетних. Однако не у всех! Более того, и сейчас выявляется часть детей, которые к 7 годам, по сути дела, еще не готовы к обучению в школе.
Это термин, это диагноз, которым обозначаются своеобразные нервные расстройства, возникающие порой вскоре после прихода ребенка в школу. Однако совершенно неверным будет считать, что единственной причиной их являются трудности школьной жизни и учебных занятий. Все гораздо сложнее.
В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т. е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться, в сознательную фазу.
Острые респираторные заболевания и среди них грипп весьма распространены в детском возрасте. Грипп — острое заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом и передающееся воздушно-капельным путем. Кроме вируса гриппа, острые респираторные заболевания вызываются другими группами вирусов и бактериями. Большинство острых форм тяжелых заболеваний верхних дыхательных путей протекают с вовлечением и легких. Резкое охлаждение или перегревание организма, переутомление, нарушение сна, укорочение времени прогулок и игр на воздухе могут усугублять тяжесть заболевания.
Одно острое инфекционное заболевание может не оказать существенного влияния на физическое развитие ребенка. Однако сопротивляемость организма детей после перенесенных инфекционных болезней оказывается резко пониженной. Многие острые инфекционные заболевания приводят к тяжелым осложнениям: хроническому воспалению почек, ушей и т. д. После кори и коклюша у детей легче развивается туберкулез легких.
Развитие гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста — очень важный раздел общего воспитания. Дети еще в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила ухода за собой. Их необходимо повседневно закреплять и у детей школьного возраста. Между тем некоторые школьники пренебрежительно относятся к выполнению гигиенических правил: перестают мыть руки перед едой, после туалета, после игры с животными, не чистят зубы, не стригут ногти, не очищают платье от пыли и грязи. Крайне важно приучить школьников тщательно и возможно чаще мыть руки.
Особого внимания требует и детская обувь. Своим размером и фасоном она не должна препятствовать развитию стопы. Тесная обувь затрудняет походку, жмет ногу, причиняет боль и с течением времени изменяет форму ноги, так как пальцы скрючиваются, находят один на другой, образуются мозоли, потертости. В тесной обуви зимой холодно: она сдавливает кровеносные сосуды стопы, мешает нормальному ее питанию и согреванию. Слишком свободная обувь также вредна: натираются ноги, появляются ссадины.
Одежда задерживает тепло тела, защищает кожный покров от загрязнений и повреждений. Одежда должна в то же время обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и поверхностью тела, и хорошо впитывать выделения кожи. Указанным гигиеническим требованиям наиболее отвечают шерстяная и отдельные сорта хлопчатобумажных тканей.
Достаточно калорийное, полноценнее и витаминизированное питание играет огромную роль в нормальном росте и развитии детского организма. Однако в физиологии питания существенное значение имеет и функциональное состояние самого организма, его нервной системы. Одним из важных факторов в процессе пищеварения является аппетит — стремление к пище, пищевой рефлекс, который есть первый и сильнейший раздражитель секреторных нервов желудочных желез. Сильный аппетит при еде — значит, обильное отделение с самого начала еды сильного сока; нет аппетита, нет и этого начального сока.
Сахар — чистый углевод, имеющий исключительное значение в питании детей. Он хорошо усваивается. Многие продукты питания (молоко, фрукты, яичный желток, зеленый горошек) гораздо лучше перевариваются, если их давать с сахаром. Большое количество сахара и сладостей детям давать не рекомендуется. Злоупотребление сахаром приводит к тому, что другую пищу дети едят плохо и, следовательно, не получают необходимых им минеральных солей. В результате — процессы роста и развития организма расстраиваются.
Овощи, фрукты, ягоды — богатые источники минеральных солей и витаминов. Калорийность же их невелика. Значение овощей в питании детей огромно. Своими исследованиями И. П. Павлов и его ученики установили, что овощи являются сильными возбудителями функций пищеварительных желез и печени. При завтраке, в который, кроме хлеба и каши, входят овощи, желудочного сока выделяется в 2,5 раза больше. То же наблюдается при употреблении овощей с мясом, рыбой, яйцами, творогом.
Из всех зерновых продуктов наиболее питательна овсяная крупа. Она содержит много белков, жиров и минеральных солей. Манная крупа содержит много белков. Еще более повышается ценность ее при приготовлении манной каши на молоке с маслом и сахаром. Гречневая крупа по питательности близка к хлебу. Кашу, сваренную из крупы, лучше всего употреблять с молоком.
Наибольшую ценность представляет употребление свежего молока. В молоке, которое стояло в течение 24 часов на льду, витамин С значительно разрушается. Лучше всего давать детям парное молоко. Однако в тех случаях, когда неизвестно, от какой коровы молоко (больной или здоровой), его следует употреблять только в кипяченом или пастеризованном виде. При пастеризации витамины А и С в молоке сохраняются.
Усвояемость питательных веществ организмом зависит от целого ряда факторов, среди которых важную роль играют состав пищи и способы ее кулинарной обработки. Жиры и углеводы хорошо усваиваются почти при любом составе пищи, а все белки растительного происхождения усваиваются гораздо хуже животных.
При всем этом употреблять чрезмерно воду и напитки не следует, так как это ведет к перегрузке работы сердца и почек, а также к излишнему вымыванию из органов витаминов и минеральных солей.
Суточное потребление воды для детей младшего школьного возраста — 1,2—1,5 л.
Пища обязательно должна содержать очень важные органические вещества — витамины. Они содействуют химическим превращениям основных пищевых продуктов, способствуют нормальному росту и развитию организма. Недостаточное количество витаминов в пище приводит к возникновению тяжелых заболеваний.
Без минеральных солей, так же как без воды, жизнь невозможна. Соли совершенно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Они поддерживают кислотно-щелочное равновесие, осмотическое давление в крови и других жидкостях организма. Соли входят в состав многих секретов, гормонов, белков и липоидов.
В организме ребенка, непрерывно растущем, обмен веществ происходит особенно интенсивно. Ребенок должен получить такое количество пиши, которое бы не только компенсировало все энергетические затраты организма, но использовалось для бурного развития тканей и органов. Таким образом, пища — источник пластического («строительного») материала и энергии в организме.
Воздух, солнечные лучи и вода оказывают на растущий и развивающийся организм ребенка самое благотворное действие. Они вызывают целый ряд благоприятных изменений в состоянии организма: увеличивается обмен веществ, улучшается работа сердца, органон дыхания, укрепляется нервная система.
Руководствуясь данными медицинского осмотра, врач назначает детям и подросткам с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника специальную корригирующую гимнастику. В школах ежедневно дети выполняют корригирующие упражнения под руководством педагога при наблюдении врача. Некоторые из этих упражнений нужно включать в комплекс утренней гимнастики, их следует выполнять дома.
Средства, которые используются при физическом воспитании, разделяются на две группы. К первой относятся различного рода физические упражнения, подвижные игры, ко второй— соблюдение режима дня, правил личной гигиены, а также закаливание организма путем использования естественных факторов.
Во время каникул дети должны хорошо отдохнуть, окрепнуть, набраться новых сил для учебной, трудовой и творческой деятельности, поэтому режим дня для них следует строить на тех же основных положениях, на которых он строился в учебном году.
После напряженной дневной работы организму школьника нужен полный отдых, т. е. сон. Во время сна нервные клетки снова восстанавливают свою способность воспринимать различные влияния внешней среды и давать па них адекватную ответную реакцию.
У каждого школьника должно быть время, которое он использует сообразно своим индивидуальным наклонностям и интересам. Младшим школьникам для этого отводят 1—1,5 часа в день. Занятия могут состоять в чтении художественной литературы, в конструировании, рисовании, просмотре телевизионных передач и т. д. И здесь нужно следить за позой школьника, за освещением рабочего места и качеством воздуха в помещении.
Основным видом деятельности школьников являются учебные занятия. Они составляют у младших школьников 4-5 часов. Из этого времени на приготовление домашних заданий приходится у первоклассников 1 час, второклассников — 1-1,5 часа, учащимися третьих и четвертых классов — 1,5-2 часа. Готовить уроки ученики должны в строго установленное время (например, школьникам, занимающимся в первую смену,— с 15 часов). Откладывать приготовление уроков на более поздние часы недопустимо.
Отсутствие правильного чередования различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна и времени отдыха на открытом воздухе приводят к быстрой истощаемости нервной системы, в результате чего работоспособность школьника снижается, а с течением времени могут возникнуть и различные заболевания.
Фазные положения тела, которые человек вынужден сохранять в процессе тех или иных видов деятельности, сами по себе являются работой, поза оказывает большое влияние на органы зрения и слуха. Зрительные функция ухудшаются, например, в меньшей степени при выполнении работ сидя. В то же время сидячая поза тоже может быть более или менее утомительной.
Изменения работоспособности детей и подростков во время занятий зависят не только от трудности усвоения предметов, но и от условий, в которых учеба осуществляется. Освещение и окраска помещения, его оборудование, микроклимат, удобство рабочего места вовсе не безразличны для учащихся. Все это либо благоприятствует работоспособности, либо вызывает ее падение.
Работоспособность школьников чрезвычайно изменчива на протяжении одного дня и даже недели. Самые разнообразные раздражители (освещенность помещений, температура и т. д.) могут способствовать длительному сохранению работоспособности на относительно высоком уровне или, наоборот, быстрому ее снижению. Большое значение имеет правильное чередование работы и отдыха, продолжительность и глубина сна.
Заболевания (хронические и кратковременные) сильно сказываются на уровне работоспособности учащихся, оказывают на нее угнетающее действие. Низкая умственная работоспособность наблюдается у детей болезненных, с неустойчивой нервной системой, с пониженным содержанием гемоглобина в крови, а также у детей, страдающих нарушениями функций желез внутренней секреции.
У первоклассников легко развивается запредельное торможение нервных клеток, охраняющее их от истощения. Поэтому у здоровых 7—8-летних детей можно обнаружить лишь первые признаки утомления. Старшие же школьники в состоянии преодолевать начальные формы утомления и продолжать работу. В связи с этим у них впоследствии наступает значительное снижение работоспособности.
Работоспособность человека, т. е. способность развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели, обеспечивается оптимальным состоянием функций различных физиологических систем организма в их совокупности. Степень ее как у взрослого человека, так и у школьника в каждый отрезок времени определяется воздействием самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
До помещения заболевшего в стационар его следует изолировать от окружающих в отдельную комнату или отгородить ширмой. После каждого общения с больным или контакта с вещами, которыми он пользовался, следует тщательно мыть руки теплой водой с мылом. Посуду и игрушки больного ребенка после пользования ими надо систематически кипятить в течение 20 мин или замачивать на 1—2 ч в 1% растворе хлорамина. Все выделения больного (рвотные массы, испражнения, моча) надо засыпать сухой хлорной известью или заливать 10% раствором хлорной извести и только через 1—2 ч выливать в унитаз.
Огромное значение для предупреждения всех болезней, в том числе и желудочно-кишечных, имеет укрепление организма ребенка, например закаливанием. Закаливание — это воздействие различной температуры воздуха и воды на сосуды и нервы кожи. Если эти раздражающие моменты будут систематическими, то со стороны сосудов и нервов кожи выработается хорошая реакция на такое раздражение. При постоянном проведении закаливающих процедур дети значительно реже страдают простудными заболеваниями.
Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Как уберечь детей от желудочно-кишечных заболеваний? Этот вопрос должен интересовать родителей, которые заботятся о том, чтобы вырастить здорового ребенка. Прежде всего необходимо правильное вскармливание ребенка на первом году жизни. Важным является не только количество и качество пищи, но и число ее приемов. Дети, находящиеся на неправильном или искусственном вскармливании, значительно чаще и тяжелее болеют всеми желудочно-кишечными заболеваниями, чем дети, вскармливаемые женским молоком.
От нее особенно тяжело страдают дети, причем редко уже в период внутриутробного развития. В группу заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых стафилококками, включают энтероколиты и пищевые токсикоинфекции. Это — вездесущий микроб. Он имеет шарообразную форму, устойчив к воздействию физических и химических факторов окружающей среды, хорошо переносит высушивание, по данным ученых, через 4—12 ч после рождения ребенка стафилококк становится одним из первых обитателей его кишечного тракта. Стафилококк среди различной бактериальной флоры обнаруживается в носоглотке с первых суток жизни новорожденного.
Глистные болезни, или гельминтозы, — группа широко распространенных болезней, возбудителями которых являются паразитические черви — гельминты. В нашей стране выделено более 60 видов гельминтов, вызывающих заболевания человека. Из них 18—20 видов имеют наибольшее значение в связи с широким распространением. Гельминты поражают не только человека, но и сельскохозяйственных животных, диких и промысловых зверей в природе, а также рыб и ракообразных, насекомых и многие растения. У человека и животных гельминты локализуются в пищеварительном тракте, в печени, легких, мозгу, глазах, в кровеносной системе, в коже и других органах и тканях.
Наряду с дизентерией одно из ведущих мест в группе кишечных инфекций у детей занимает сальмонеллез. Вызывается это заболевание сальмонеллами. Эти микробы очень широко распространены в природе — сейчас уже выделено и описано более 1000 разновидностей сальмонелл. Они были впервые выделены от погибшего животного и описаны в 1885 г. английским микробиологом Сальмоном, откуда и произошло в дальнейшем их название. Бактерии рода сальмонелла представляют собой палочки с закругленными концами, изредка овальной формы, иногда бактерии образуют нити, подвижны, спор не образуют. Они хорошо сохраняются при высушивании: в комнатной пыли они жизнеспособны до 80 дней, на высохшем белье — 15—20 дней. Весьма высока устойчивость сальмонелл, находящихся в пищевых продуктах, особенно мясных.
По данным многих ученых, на долю дизентерии приходится около 60% всех желудочно-кишечных заболеваний. Она возникает только тогда, когда дизентерийные палочки — возбудители этой болезни — попадают в рот, а затем в желудок и кишечник. Дизентерией болеют люди в любом возрасте, в том числе и новорожденные дети. Дизентерийные палочки после размножения в кишечнике выделяются с испражнениями. Особенно длительно они сохраняются на влажном загрязненном белье, в почве, на продуктах. При кипячении или воздействии солнечного света и дезинфицирующих растворов они быстро погибают.
В толстом кишечнике детей и взрослых постоянно обитают и размножаются микроорганизмы, названные кишечными палочками. Они не оказывают отрицательного влияния на организм человека и даже принимают участие в процессах пищеварения. В кишечнике они вместе с другими бактериями образуют нормальную микрофлору. Однако некоторые кишечные палочки (определенные их типы) являются болезнетворными для человека и животных и вызывают острые кишечные заболевания, которые называются коли-инфекцией, или колиэнтеритом.
К группе желудочно-кишечных заболеваний относятся так называемые кишечные инфекции — заболевания, которые возникают в результате заражения организма болезнетворными микробами: дизентерийной, брюшнотифозной, паратифозной, кишечной палочкой, сальмонеллами, вирусами и др.
Диспепсия — заболевание детей первого года жизни, в основном до 8—9 мес. В этом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается, в связи с этим он получает относительно большое количество пищи — 1/5—1/6 часть своей массы тела в сутки. Это обусловливает высокую напряженность работы пищеварительного тракта. Следовательно, алиментарные факторы играют большую роль в возникновении диспепсии у детей этого возраста.
Малейшее нарушение режима вскармливания может привести к учащению стула (поносу). Наиболее частыми причинами возникновения расстройства пищеварения у детей раннего возраста, выражающегося в учащении стула, являются изменения состава пищи, а также перекорм ребенка, избыточное введение жиров, углеводов или белков, быстрый переход с естественного на искусственное вскармливание. Небрежное приготовление пищи может быть причиной, вызывающей понос у детей.
Введение новых видов прикорма проводится постепенно: начиная с 6—12 г в течение 5—7 дней увеличивают объем и полностью заменяют одно кормление грудью или молочными смесями. Новые виды пищи дают при условии, если у ребенка нет признаков каких-либо заболеваний.
Рациональной пищей для ребенка первых месяцев жизни является грудное молоко: белки, жиры, углеводы и витамины в нем находятся в наиболее оптимальных соотношениях. Белки женского молока содержат все жизненно необходимые аминокислоты, хорошо доступны воздействию желудочного сока, чем объясняется более легкое их переваривание и всасывание по сравнению с белками молока коров, коз и лошадей. Белки идут на построение клеток и потому они так необходимы быстро растущему организму.
С каждым днем ребенок развивается и крепнет. В отличие от взрослого он нуждается в поступлении питательных веществ не только для восстановления энергетического баланса, но и для роста. Особенно интенсивно ребенок развивается на первом году жизни. Его масса за год увеличивается в 3 раза, а рост — в 1,5 раза. В связи с этим объем питания, получаемого ребенком, достигает 1/7-1/10 его массы в сутки.
Основной особенностью организма ребенка являются его непрерывный рост и развитие. Интенсивность процессов развития, их динамика тем выше, чем моложе ребенок. Этим определяется высокая чувствительность организма маленького ребенка к любым неблагоприятным условиям внешней среды, объясняется своеобразие течения ряда заболеваний у детей.
Статьи 1 - 78 из 78 Начало | Пред. | 1 | След. | Конец |
| |||||
| ||||||||